Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный»

Материал из ultracity
Перейти к навигации Перейти к поиску
Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный»

История[править]

Началась история Новосибирского вокзала еще в 1925 году, когда возникла идея построить новый вокзал в городе. В 1929 году Московское архитектурное общество объявило конкурс проектов. От архитекторов поступило 45 проектов. Лучшим признали проект архитектора Николая Волошина. Дальнейшей разработкой этого эскизного проекта занялось киевское отделение Гипротранса, которое к 1931 году выдало готовый проект. Заложили фундамент в этом же году. Строительство вел трест Сибстройпуть. Во время строительства было обнаружено несколько недочетов в проекте и специалисты доработали проект. Расчет арочного свода и других железобетонных конструкций сделал инженер Николай Никитин, в честь которого в Новосибирске названа одна из улиц. Вокзал был сдан в эксплуатацию 25 января 1939 года.

Это лучший вокзал на востоке страны. Красавец-вокзал. После недавней реконструкции он обрел блистательный лоск. И не только внешний. Здесь отличная сервисная служба. Удобные и уютные залы ожидания. Прекрасная комната матери и ребенка. Здесь можно хорошо поесть по средствам. И отдельная тема - кассовый зал. Очередей практически нет. А ведь было время, когда за билетами простаивали многие часы. Но изменилась технология, современная компьютерная система "Экспресс-2" позволяет иметь информацию о наличии билетов в любом городе страны.

Но главное было заложено нашими мудрыми предками еще в 30-х годах прошлого столетия. На века делали. И проект удачен, и строили на совесть. По сути Главный остается крупнейшим культурным центром Новосибирска, он стал одним из символов города - наряду с оперным театром, Новосибирской государственной картинной галереей...

Новосибирцы помнят, как в эпоху "расцвета" рыночной экономики вокзал был битком забит киосками со всякой всячиной, не имеющей отношения к железной дороге. И площадь Гарина-Михайловского тоже представляла собой своеобразную барахолку. Тут вольготно чувствовали себя пьяницы и бомжи. К счастью, у властей хватило благоразумия навести порядок и на вокзале, и на площади.

Горожане постарше наверняка хорошо помнят те времена, когда вокзал и был неким общественным и культурным центром Новосибирска. Автору этих строк в 60-х довелось жить в общежитии пединститута, что на Ленина. Поздно вечером мы ходили на вокзал за горячими пирожками. На вокзале можно было сходить в душ, посмотреть кино.

Надо, конечно, сказать, что отнюдь не все было радужно. Вспоминается, как люди в ожидании поездов толпами валялись на полу, подложив газету. По залам шныряли беспризорные пацаны. Здесь можно было "снять" не очень чистую девочку. Все было. Но все равно вокзал был душой города. И даже как-то жаль того прошлого обаяния. Даже запахи вокзала той поры вспоминаются.

Время потребовало иного качества. На Пасху здесь незазорно выступить хоралу. Народу бывает по нескольку тысяч человек. Знаю новосибирцев, которые на православный праздник сюда приезжают специально. А уж о чистоте нынешнего вокзала надо сказать особо. Это, безусловно, один из самых чистых вокзалов страны.

В 1999 году был закончен капитальный ремонт. Для облицовки стен и пола были использованы природные материалы - гранит и мрамор. Сейчас вряд ли кто вспомнит бетонные лестничные марши, вонючие туалеты, старые эмпээсовские громоздкие скамьи, на которых спали утомленные люди... А на первом этаже одно время вдруг появилось скульптурное "украшение" - огромное, совсем не в стиле вокзала колесо. А нынешняя отделка вокзала выполнена в основном из хорошего дуба. По сути, вокзал является дворцом железнодорожного транспорта.

Из истории проектирования вокзала в Новосибирске[править]

В 1929 году Московским архитектурным обществом (МАО) был объявлен Всесоюзный конкурс на проект вокзала в Новосибирске. На него поступило 45 проектов. Первую премию получил проект Н.Г. Волошинова. Однако на выставке в Новосибирске в 30 году он был подвергнут критике, в том числе отмечалась: " недостаточная площадь вестибюля, кассового зала и багажного отделения, удалённость камер хранения ручной клади от входов в вокзал" и пр.

После этого проект передается для доработки в киевское отделение Гипротранса. По рабочему проекту из Киева в 31 году закладывают фундаменты будущего здания. Однако теперь архитектурный облик вокзала вызывает сомнение у руководства треста «Сибстройпуть», который ведёт строительство. Проект перерабатывался ещё несколько раз, вначале арх. Б.А. Гордеевым, затем арх. Г.Б. Бархиным и А.3. Гринбергом; они предложили т.н. «схему А», по которой в Сибирском отделении «Стандартгорпроекта» был составлен окончательный проект вокзала.

Строительство велось до 39 года, когда вокзал был сдан в экспутатацию. Авторы проекта вокзала - Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев и Б.А. Биткин. В разработке фасадов и интерьеров участвовали архитекторы А.И. Лоскутов, М.П. Клековкин, Б.П. Савельев, И.С. Персиков, К.И. Митин, Я.Е. Кузнецов, А.Д. Крячков.

В разработке проекта привокзальной площади принимал участие немецкий архитектор Рудольф Волтерс. В последствии он отказался участвовать в разработке деталей уже готового проекта главного вокзала Новосибирска. Во-первых, поскольку рассчитывал на самостоятельную работу, а во-вторых, потому что этот проект (уже второй по счету), был по его мнению гораздо хуже первого, разработанного двумя годами раньше в Киеве.Новый проект вокзала по оценке Волтерса был сделан с серьезными ошибками и неминуемо нуждался в переделке. Недовольные им архитекторы Новосибирска добились отмены проекта и того, чтобы взорвали уже готовые фундаменты.

Такова в общих чертах непростая и запутанная история строительства этого вокзала. Реализованный вариант сильно отличается от первоначального, и это, безусловно, пошло ему на пользу. Достоянием истории нужно считать упрёки в «эклектичности внешнего облика». Монументальное здание должным образом организовало привокзальную площадь, встало в ряд лучших памятников довоенной архитектуры города.

А что же с автором первоначального проекта, победившего на конкурсе МАО? В литературе он проходит как Н.Г.Волошинов, архитектор Коигипротранса - Киевского отделения Гипротранса. Но Н.Г. Волошинов больше не упоминается в связи с вокзалом и вроде бы вообще нигде. В Москве в 30-е годы фигурирует Г.И. Волошинов, тоже из Киева. В 30 году Фомин с Волошиновым сделали конкурсный проект реконструкции Курского вокз. в Москве, оставшийся неосуществленным. Интересно, что мотив застекленной арки присутствует и здесь, хотя вообще для вокзалов это был популярный приём. В 38 году Курский вокз. был частично реконструирован по другому проекту Волошинова. А в 70-е по проекту под его руководством было построено новое здание Курского вокзала, с сохранением части старого здания

Технические характеристики[править]

  • Единовременная расчетная вместимость - 4 тысячи пассажиров.
  • Общая площадь здания - 30 тысяч квадратных метров.
  • В вокзале существует гостиница площадью 1342 квадратных метра.
  • Строительство его было начато в 1932 году и закончено в 1939-м.
  • Проект архитектора Волошина. Строил трест "Сибстройпуть".
  • Вокзал включает в себя пассажирское здание, пригородный павильон, 14 железнодорожных платформ, подземный переход, багажные помещения, ремонтно-строительные цеха.

Хронология дат[править]

  • Вокзал станции «Новосибирск-Главный»был принят в эксплуатацию в январе 1939 г. На тот момент это было самое крупное вокзальное здание в СССР. Центр архитектурной композиции – ризалит с огромным арочным витражом - создает образ триумфальной арки, парадных ворот города.
  • В 2000 г. была завершена масштабная реконструкция вокзала, выполненная в неоклассическом стиле. Однако удалось сохранить исторические интерьеры здания, сделанные в стиле сталинского ампира. Общая площадь здания – 30343 кв. м, перрона – 3,7 тыс. кв. м., единовременная вместимость – 4000 человек. Это сложное техническое сооружение рассчитано на ежегодное обслуживание 16 млн. пассажиров.
  • В 2006 г. вошло в строй здание пригородного пассажирского комплекса, которое органично вписалось в общий архитектурный ансамбль железнодорожного вокзала.

Интересные факты[править]

  • На перроне вокзала Новосибирск-Главный есть интересный экспонат – старинный паровоз, точная копия паровоза «Проворный», работавшего с 1837 г. на Царскосельской железной дороге (он был изготовлен в Англии на заводе Стефенсона в 1836 г.).

Поезда[править]

Станция занимает ключевое положение на транссибирской магистрали и является начальной точкой Турксиба, что определяет важнейшее транзитное значение между странами Средней Азии, западными и восточными районами страны.

От Новосибирска идут фирменные поезда дальнего следования до Омска («Иртыш»), Красноярска («Красный Яр»), Нового Уренгоя («Обь»), Москвы («Сибиряк»).

Электропоезда идут от Новосибирска-Главного в пяти направлениях до станций:

  • Западное: Чик; Коченёво; Чулымская; Каргат; Убинское; Барабинск; Чаны; Татарская; Калачинская; Омск.
  • Восточное: Новосибирск-Восточный; Сокур; Мошково; Ояш; Болотная; Юрга 1; Тайга; Томск.
  • Южное: Бердск; Искитим; Ложок; Линёво; Дорогино; Черепаново; Среднесибирская; Озерки; Барнаул.
  • Кузбасское: Восточная; Льниха; Буготак; Изынский; Тогучин; Курундус; Падунская; Промышленная; Егозово; Проектная; Белово; Артышта-2; Трудармейская; Киселёвск; Прокопьевск; Новокузнецк.
  • На Сокур через Инскую: Издревая; Жеребцово; Сокур.

Существует 3 участка железной дороги:

  • Новосибирский (направления Новосибирск-Главный — Чулымская, Новосибирск-Главный — Болотная, Новосибирск-Главный — Курундус, Новосибирск-Главный — Черепаново);
  • Барабинский (направление Чулымская — Барабинск (включая грузовую станцию Каинск-Барабинский города Куйбышев) — Татарская);
  • Карасукский (направление Сузун — Карасук-I — Татарская)

Галерея[править]

Ссылки[править]